Ещё в XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон выразил идею, что “Знание — сила”. И сегодня эти слова звучат актуально. Получить образование «на всю жизнь» уже недостаточно: мир меняется слишком быстро. Чтобы оставаться востребованным профессионалом и интересным собеседником, мы учимся постоянно, делая обучение частью повседневности.
Потребность в доступном образовании для сотрудников компаний, студентов и просто людей, занимающихся самообразованием, продолжает расти по мере развития технологий. Согласно прогнозу Statista, в 2025 году выручка мирового рынка образовательных онлайн-платформ составит около 60 млрд долларов США, а к 2029 году достигнет почти 76 млрд долларов США. Таким образом, мы можем говорить об устойчивом спросе на разработку MOOC-платформ.
Цель этой статьи — показать ценность MOOC-систем, их преимущества для образовательного рынка и описать процесс разработки на примере нашего опыта.
Данная статья носит информационно-ознакомительный характер.
Для расчета стоимости, сроков и уточнения требований под ваш запрос обратитесь к нашим менеджерам для получения бесплатной консультации.
Попросить менеджера связаться |
Написать в Telegram |
Содержание:
➡️ Кому и зачем нужна MOOC-платформа
➡️ 4 причины создать собственную платформу с курсами
➡️ Основные требования к агрегатору онлайн-курсов
➡️ Ключевые этапы разработки MOOC-платформы
➡️ Тенденции рынка онлайн-курсов
➡️ 3 кейса ADM: маркетплейсы онлайн-курсов
➡️ Резюме
Что такое MOOC
Аббревиатура MOOC (Massive Open Online Course) расшифровывается как массовые открытые онлайн-курсы. Это современный формат дистанционного образования, основанный на четырёх ключевых характеристиках:
🔸 Массовый — тысячи слушателей могут обучаться одновременно, не ограничиваясь географией.
🔸 Открытый — нет строгих требований к учащемуся, материалы, как правило, бесплатны и доступны каждому.
🔸 Онлайн — обучение полностью проходит через интернет.
🔸 Курс — знания структурированы в виде тематических модулей и программ разного уровня сложности с использованием мультимедийных материалов.
MOOC — это не просто платформа с курсами, это новый подход к образованию, который строится на 3 принципах:
📍 Где угодно
⏰ Когда угодно
👤 Кто угодно
Краткая история появления MOOC
Октябрь 2011 года считается началом развития MOOC-платформ. Именно тогда Стенфордский университет запустил три онлайн-курса, каждый из которых собрал более 100 000 участников. Появление первых массовых курсов стало настоящим прорывом в сфере дистанционного образования. Уже в 2012 году газета New York Times назвала этот период “Годом MOOC”.
В основу курсов лёг опыт традиционного университетского образования, но с акцентом на интерактивные методики, которые и привлекли обучаемых по всему миру. В 2012 году начали появляться первые глобальные платформы: в январе стартовала Coursera, в феврале — Udacity, ориентированная на практические навыки (её первый курс был посвящен созданию поисковой системы), а чуть позже к ним присоединилась edX, запущенная Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом.
Coursera — одна из первых глобальных MOOC-платформ
На сегодняшний день уже тысячи образовательных учреждений, а также правительства разных стран и частные компании запускают собственные массовые онлайн-курсы.
Отличие от классических LMS
Если вы уже интересовались темой образовательных площадок, то наверняка знаете, что они бывают разными. Например, существуют так называемые LMS (Learning Management System) — системы управления обучением. Они, также как MOOC, предназначены для выстраивания учебного процесса, но есть принципиальное отличие. Предлагаем посмотреть на конкретных примерах:
MOOC |
LMS |
||
|
|||
Цель |
Открытое обучение для широкой аудитории. | Внутреннее корпоративное или вузовское обучение. | |
|
|||
Функционал |
Курсы, тесты, управление контентом. + Видеолекции, форумы, геймификация, сертификаты. |
Курсы, тесты, управление контентом. + Учёт успеваемости, контроль знаний, отчётность, интеграции с HR-системами. |
|
|
|||
Аудитория |
Десятки тысяч пользователей по всему миру. | Ограниченный круг: сотрудники компании, студенты. | |
|
|||
Тематики курсов |
Любые: от программирования до искусства и психологии. | Ограничены корпоративными компетенциями или учебной программой. | |
|
|||
Кто публикует курсы |
Университеты, компании, отдельные эксперты (в зависимости от модели). | Только администраторы или методисты внутри компании/вуза. | |
|
|||
Масштабируемость |
Оптимизирована для пиковых нагрузок (тысячи пользователей онлайн). | Рассчитана на ограниченное число пользователей. |
LMS рассчитана на нишевую аудиторию и обычно фокусируется на решении задач конкретной компании или учебного заведения. Здесь важны контроль и четкие рамки. MOOC, напротив, предлагает гораздо больше свободы для слушателей и авторов курсов, делая обучение доступным и разнообразным.
Кому и зачем нужна MOOC-платформа
Разработка собственной MOOC-платформы открывает новые возможности и может быть востребована в самых разных сферах. Этот инструмент одинаково хорошо работает для образования, бизнеса и государственных инициатив, адаптируясь под конкретные задачи.
🎓 Университеты и колледжи
Многие ведущие вузы и колледжи используют MOOC, чтобы расширить охват и предложить свои образовательные материалы международной аудитории. Они сотрудничают с крупными онлайн-платформами или создают собственные площадки, размещая курсы по разным дисциплинам: от гуманитарных наук до нейросетей.
Harvard University включает курсы разных форматов: очные, онлайн, гибридные.
🧑💻 Поставщики специализированного образования
Помимо традиционных университетов, образовательные компании также предлагают массовые открытые онлайн-курсы, особенно в технических областях, где востребованы прикладные знания. Они делают акцент на профессиональном развитии и конкретных карьерных компетенциях: программирование, аналитика данных, управление проектами, дизайн и другие направления.
Skillbox — это российская образовательная онлайн-платформа, направленная на формирование конкретных прикладных навыков.
🌍 Платформы MOOC
Существуют компании, которые сами не предлагают образовательные услуги, а специализируются на разработке MOOC-платформ как технологического решения. Такие платформы могут использоваться университетами, корпорациями или отдельными экспертами, желающими запускать собственные онлайн-курсы.
Stepik — российская MOOC-платформа, где любой пользователь может быть автором.
4 причины создать собственную платформу с курсами
MOOC изменили представления людей об образовании, предложив новый формат, который кардинально отличается от традиционного обучения.
Традиционное образование
● Привязка к определенной локации: нужно присутствовать в аудитории
● Фиксированное расписание
● Ограниченное количество студентов
● Формальные требования к поступлению
● Занятия в формате лекций и практик
MOOC
● Можно учиться из любой точки мира
● Доступ к материалам 24/7
● Тысячи и даже миллионы слушателей
● Доступ практически для всех
● Видеоуроки, интерактивные задания, форумы
Рассмотрев все критерии, становится очевидно, что массовые открытые онлайн-курсы дают компаниям и образовательным организациям ряд конкурентных преимуществ.
🔸 Масштабируемость. Возможность обучать многотысячную аудиторию без ограничений по географии: слушатели могут подключаться из разных городов и стран.
🔸 Гибкость и доступность. Все материалы хранятся в цифровом формате, поэтому студентам не нужны дополнительные учебники или раздаточные материалы. В любой момент можно вернуться к информации и проходить обучение в удобном темпе.
🔸 Формирование бренда. Когда компания или учебное заведение делятся открытыми материалами, они демонстрируют свою экспертность, завоевывая доверие аудитории и мотивируют продолжать обучение именно у них.
🔸 Монетизация. В отличие от традиционных академических занятий, где оплачивается каждый час преподавателя, курсы в цифровом формате могут приносить прибыль многократно за счёт продажи доступа или сертификатов.
Основные требования к агрегатору онлайн-курсов
К современным образовательным платформам предъявляется ряд функциональных и технических требований.
Важнейшим условием является использование масштабируемых облачных технологий. MOOC-платформы должны справляться с высокой нагрузкой, обеспечивая стабильный доступ к учебным материалам независимо от количества пользователей.
Особое внимание уделяется простоте интерфейса. Для преподавателей и администраторов необходимо наличие удобных инструментов для создания и управления курсами. Для студентов интерфейс должен быть интуитивно понятным: просмотр учебных материалов и навигация не должны вызывать трудностей.
Автоматизация оценок — неотъемлемая составляющая любой MOOC-платформы. Использование систем тестирования и ИИ-ассистентов позволяет автоматизировать процесс проверки заданий, снижает нагрузку на администраторов и преподавателей, а также обеспечивает учащихся своевременной обратной связью и поддерживает их мотивацию.
Еще одним требованием выступает организация взаимодействия слушателей курсов. Форумы, чаты и обсуждения формируют динамичное сообщество, где обучающиеся могут задавать вопросы, обмениваться мнениями и совместно осваивать новый материал.
Ключевую роль играют интерактивные учебные материалы. В курсах широко используются разные форматы подачи информации: текст, изображения, видео, инфографика и аудио. Такая мультимодальность позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия: на слух, через зрительные образы, через практические действия. Повторение материала в разных форматах помогает лучше закрепить материал.
Получение сертификата после завершения обучения является важной опцией MOOC-платформ. Многие люди заинтересованы в документальном подтверждении приобретённых знаний и навыков. Такие сертификаты нередко прикладываются к резюме при трудоустройстве, помогая получить конкурентное преимущество. Как правило, они формируются автоматически после успешного прохождения курса и выполнения обязательных заданий.
При разработке MOOC-платформ нельзя забывать про интеграции с внешними службами: подключение к сервисам видеоконференций для проведения онлайн-занятий, к платежным системам для оплаты курсов, а также к CRM-системам для эффективного управления взаимодействием со студентами. Это расширяет функциональные возможности платформы и позволяет централизованно управлять образовательным процессом.
Ключевые этапы разработки MOOC-платформы
1️⃣ Цель и аудитория: первый и самый важный этап, на котором определяется, для кого и зачем создается платформа.
2️⃣ Тип продукта:
● Собственный продукт: онлайн-школа с акцентом на брендинг, прямые продажи и уникальную методику обучения.
3️⃣ Формирование требований: определяем, каким будет будущее решение.
● Платформы: только веб-версия или дополнительно мобильное приложение.
Тенденции рынка онлайн-курсов
🔷 Все больше пользователей делают выбор в пользу специализированных курсов, ориентированные на конкретные карьерные цели. Спрос сосредоточен на следующих направлениях: наука о данных, цифровой маркетинг и искусственный интеллект. Это объясняется тем, что люди стремятся овладевать прикладными навыками, востребованными на рынке, а не тратить время на общеобразовательные программы.
🔷 Заметно усиливается популярность корпоративного сегмента. Компании рассматривают онлайн-обучение как эффективный экономичный инструмент для повышения квалификации сотрудников. Такой формат позволяет быстро адаптировать сотрудников к новым требованиям рынка и поддерживать непрерывное развитие внутри организации.
🔷 Особое значение приобретает внедрение искусственного интеллекта в процесс обучения. AI уже перестал восприниматься как нечто новое и постепенно становится обязательным элементом образовательных платформ. Он помогает студентам получать персонализированные рекомендации на основе уже пройденных курсов, автоматизирует проверку заданий и выстраивает индивидуальную траекторию обучения. Таким образом, искусственный интеллект выступает полноценным помощником преподавателя, снимая с него часть нагрузки.
🔷 Еще одним неоспоримым трендом является геймификация. В условиях, когда внимание пользователей рассеивается под влиянием “быстрого” контента, игровые механики становятся инструментом удержания и мотивации. Системы наград, такие как виртуальные монеты, которые можно обменять на реальные призы, делают обучение более увлекательным и стимулируют студентов доводить процесс до конца.
В совокупности эти тенденции формируют новый формат онлайн-образования: более персонализированный, ориентированный на практическую ценность и мотивирующий студентов на непрерывное обучение.
3 кейса ADM: маркетплейсы онлайн-курсов
ADM — команда с большим опытом в EdTech. Мы создавали самые разные решения: личные кабинеты для абитуриентов театрального вуза, корпоративную LMS для обучения сотрудников и даже онлайн-школу подготовки к ЕГЭ. А сейчас поделимся кейсами образовательных платформ, ориентированных на онлайн-курсы.
VantaEducation: маркетплейс онлайн-школ с функционалом обучения
📝 Суть платформы: образовательная экосистема, которая предоставляет свои мощности в аренду и служит площадкой для запуска и проведения курсов от различных авторов.
📚 Области обучения: курсы на самые разные темы.
⚙️ Функционал MVP:
● Конструктор образовательного контента: создание курсов и уроков с видео, аудио, текстами и другими материалами без ограничений.
● Главная страница: регистрация на платформе, поиск и выбор курсов за несколько кликов.
● Панель администратора (для онлайн-школ, авторов): настройка лендингов, управление курсами, студентами, настройка стоимости, реферальных ссылок.
● Личный кабинет преподавателя: оценка заданий, отправка их на доработку, выставление оценок.
● Отслеживание статуса: модуль для мониторинга выполнения заданий и тестов.
Галерея Бизнеса: экосистема дистанционного обучения
📝 Суть платформы: система онлайн образования по выделенным направлениям со встроенным конструктором учебных курсов и уроков, а также базой знаний, распределенной по категориям.
📚 Области обучения: бухгалтерский учет и финансы.
⚙️ Функционал:
● Конструктор курсов и статей: удобные инструменты для создания образовательного контента.
● База знаний: хранение материалов с возможностью приобретения пакетов статей.
● Онлайн-чат: взаимодействие пользователей в реальном времени.
● P2P-чат с преподавателем: коммуникация внутри домашних заданий.
● Обучение сотрудников: функционал с планированием оффлайн-занятий.
● Специальные предложения: формирование комплектов курсов и статей.
● Курсы без преподавателей: автоматическая проверка заданий.
3D Club: школа обучения 3D-дизайну
📝 Суть платформы: образовательная платформа с онлайн-курсами. Она совмещает обучение и практику: пользователи проходят курсы и одновременно получают доступ к бирже заказов, где обучаемые могут брать реальные проекты, а заказчики публиковать свои запросы.
📚 Области обучения: дизайн, моделирование, 3D-графика.
⚙️ Функционал:
● Конструктор курсов и статей: создание учебных материалов и публикации текстово-графического контента, видеоуроков, анонсов вебинаров.
● P2P-чат внутри заданий: возможность общения с преподавателем во время выполнения домашней работы.
● Биржа заказов: площадка, где компании размещают задачи, а студенты берут их в работу. Доступ к заказам открывается по мере прохождения учеником курсов и повышения уровня компетенций.
● Анкетирование и присвоение навыков: система оценивает результаты и фиксирует приобретенные компетенции.
● Автоматическое присвоение навыков: происходит по итогам прохождения уроков и тестов.
● Реферальная программа: возможность приглашать новых пользователей и получать бонусы.
● Измерение показателей NPS и CSI: контроль удовлетворенности и качества обучения.
● Интеграция с Telegram-ботом: для быстрого взаимодействия и уведомлений.
Резюме
-
MOOC — современный формат массового открытого онлайн-обучения, отличающийся от классических LMS своей доступностью.
-
Такие платформы востребованы учреждениями и компаниями, предоставляющими образовательные услуги, так как помогают расширить аудиторию и сделать процесс обучения доступным.
-
Основные преимущества: гибкость, масштабируемость, формирование бренда и новые возможности для монетизации.
-
Ключевые требования к MOOC: простота интерфейса, автоматизация, взаимодействие обучаемых с платформой, мультимедийный контент, сертификаты и интеграции с внешними сервисами.
-
Этапы создания включают определение целей и аудитории, проектирование, разработку, тестирование, запуск и дальнейшее развитие.
-
Текущие тенденции: рост специализированных курсов, корпоративный сегмент, внедрение AI и геймификация.
-
Кейсы ADM подтверждают, что массовые открытые онлайн-курсы актуальны в самых разных сферах. Для пользователей это удобный способ развивать компетенции и строить карьеру, для бизнеса — возможность монетизировать экспертизу и создать новый источник дохода.
Благодарим за внимание! 💙