Блог о разработке ПО: web и мобильных приложениях, сервисах, системах

Всегда на связи

CEO
Илья Лебедкин, СЕО в Adm/Addamant, IT-компания по web и мобильной разработке
СЕО

Илья Лебёдкин

Блог о разработке ПО: web и мобильных приложениях, сервисах, системах

MOOC-платформы: цифровые продукты, которые обучают людей и приносят прибыль

Для бизнеса
EdTech
маркетплейсы
Web-приложения
Разработка

Ещё в XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон выразил идею, что “Знание — сила”. И сегодня эти слова звучат актуально. Получить образование «на всю жизнь» уже недостаточно: мир меняется слишком быстро. Чтобы оставаться востребованным профессионалом и интересным собеседником, мы учимся постоянно, делая обучение частью повседневности.


Потребность в доступном образовании для сотрудников компаний, студентов и просто людей, занимающихся самообразованием, продолжает расти по мере развития технологий. Согласно прогнозу Statista, в 2025 году выручка мирового рынка образовательных онлайн-платформ составит около 60 млрд долларов США, а к 2029 году достигнет почти 76 млрд долларов США. Таким образом, мы можем говорить об устойчивом спросе на разработку MOOC-платформ.


Статистика: Мировой рынок образовательных онлайн-платформ с 2025 по 2029 год (млрд долларов США)



🎯

Цель этой статьи — показать ценность MOOC-систем, их преимущества для образовательного рынка и описать процесс разработки на примере нашего опыта.


Данная статья носит информационно-ознакомительный характер.
Для расчета стоимости, сроков и уточнения требований под ваш запрос обратитесь к нашим менеджерам для получения бесплатной консультации.

 

Попросить менеджера связаться

          

Написать в Telegram


Содержание:


➡️ Что такое MOOC

➡️ Кому и зачем нужна MOOC-платформа

➡️ 4 причины создать собственную платформу с курсами

➡️ Основные требования к агрегатору онлайн-курсов

➡️ Ключевые этапы разработки MOOC-платформы

➡️ Тенденции рынка онлайн-курсов

➡️ 3 кейса ADM: маркетплейсы онлайн-курсов

➡️ Резюме


Что такое MOOC


Аббревиатура MOOC (Massive Open Online Course) расшифровывается как массовые открытые онлайн-курсы. Это современный формат дистанционного образования, основанный на четырёх ключевых характеристиках:


🔸 Массовый — тысячи слушателей могут обучаться одновременно, не ограничиваясь географией.

🔸 Открытый —  нет строгих требований к учащемуся, материалы, как правило, бесплатны и доступны каждому.

🔸 Онлайн — обучение полностью проходит через интернет.

🔸 Курс — знания структурированы в виде тематических модулей и программ разного уровня сложности с использованием мультимедийных материалов.


MOOC — это не просто платформа с курсами, это новый подход к образованию, который строится на 3 принципах:


📍 Где угодно

⏰ Когда угодно

👤 Кто угодно



Краткая история появления MOOC


Октябрь 2011 года считается началом развития MOOC-платформ. Именно тогда Стенфордский университет запустил три онлайн-курса, каждый из которых собрал более 100 000 участников. Появление первых массовых курсов стало настоящим прорывом в сфере дистанционного образования. Уже в 2012 году газета New York Times назвала этот период “Годом MOOC”.


В основу курсов лёг опыт традиционного университетского образования, но с акцентом на интерактивные методики, которые и привлекли обучаемых по всему миру. В 2012 году начали появляться первые глобальные платформы: в январе стартовала Coursera, в феврале — Udacity, ориентированная на практические навыки (её первый курс был посвящен созданию поисковой системы), а чуть позже к ним присоединилась edX, запущенная Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом.

Coursera — пример глобальной MOOC-платформы / Adm

Coursera — одна из первых глобальных MOOC-платформ

На сегодняшний день уже тысячи образовательных учреждений, а также правительства разных стран и частные компании запускают собственные массовые онлайн-курсы.


Отличие от классических LMS


Если вы уже интересовались темой образовательных площадок, то наверняка знаете, что они бывают разными. Например, существуют так называемые LMS (Learning Management System) — системы управления обучением. Они, также как MOOC, предназначены для выстраивания учебного процесса, но есть принципиальное отличие. Предлагаем посмотреть на конкретных примерах:


   

MOOC

LMS

     

 

Цель

   Открытое обучение для широкой аудитории. Внутреннее корпоративное или вузовское обучение.
     
 

Функционал

   Курсы, тесты, управление контентом.
+ Видеолекции, форумы, геймификация, сертификаты.
Курсы, тесты, управление контентом.
+ Учёт успеваемости, контроль знаний, отчётность, интеграции с HR-системами.
     
 

Аудитория

   Десятки тысяч пользователей по всему миру. Ограниченный круг: сотрудники компании, студенты.
     
 

Тематики курсов

   Любые: от программирования до искусства и психологии. Ограничены корпоративными компетенциями или учебной программой.
     
 

Кто публикует курсы

   Университеты, компании, отдельные эксперты (в зависимости от модели). Только администраторы или методисты внутри компании/вуза.
     
 

Масштабируемость

   Оптимизирована для пиковых нагрузок (тысячи пользователей онлайн). Рассчитана на ограниченное число пользователей.

LMS рассчитана на нишевую аудиторию и обычно фокусируется на решении задач конкретной компании или учебного заведения. Здесь важны контроль и четкие рамки. MOOC, напротив, предлагает гораздо больше свободы для слушателей и авторов курсов, делая обучение доступным и разнообразным.


Кому и зачем нужна MOOC-платформа


Разработка собственной MOOC-платформы открывает новые возможности и может быть востребована в самых разных сферах. Этот инструмент одинаково хорошо работает для образования, бизнеса и государственных инициатив, адаптируясь под конкретные задачи.


🎓 Университеты и колледжи 


Многие ведущие вузы и колледжи используют MOOC, чтобы расширить охват и предложить свои образовательные материалы международной аудитории. Они сотрудничают с крупными онлайн-платформами или создают собственные площадки, размещая курсы по разным дисциплинам: от гуманитарных наук до нейросетей.


Портал Harvard University — пример университетской MOOC-платформы / Adm

Harvard University включает курсы разных форматов: очные, онлайн, гибридные.


🧑‍💻 Поставщики специализированного образования


Помимо традиционных университетов, образовательные компании также предлагают массовые открытые онлайн-курсы, особенно в технических областях, где востребованы прикладные знания. Они делают акцент на профессиональном развитии и конкретных карьерных компетенциях: программирование, аналитика данных, управление проектами, дизайн и другие направления.


Skillbox — пример специализированной MOOC-платформы / Adm

Skillbox — это российская образовательная онлайн-платформа, направленная на формирование конкретных прикладных навыков.


🌍 Платформы MOOC


Существуют компании, которые сами не предлагают образовательные услуги, а специализируются на разработке MOOC-платформ как технологического решения. Такие платформы могут использоваться университетами, корпорациями или отдельными экспертами, желающими запускать собственные онлайн-курсы.

Stepik— пример MOOC-платформы, где можно публиковать собственные курсы / Adm

Stepik — российская MOOC-платформа, где любой пользователь может быть автором.


4 причины создать собственную платформу с курсами


MOOC изменили представления людей об образовании, предложив новый формат, который кардинально отличается от традиционного обучения. 


Традиционное образование

● Привязка к определенной локации: нужно присутствовать в аудитории
● Фиксированное расписание
● Ограниченное количество студентов
●  ​Формальные требования к поступлению
● Занятия в формате лекций и практик

MOOC

● Можно учиться из любой точки мира
● Доступ к материалам 24/7
● Тысячи и даже миллионы слушателей
● Доступ практически для всех
●  ​Видеоуроки, интерактивные задания, форумы




Рассмотрев все критерии, становится очевидно, что массовые открытые онлайн-курсы дают компаниям и образовательным организациям ряд конкурентных преимуществ.

🔸 Масштабируемость. Возможность обучать многотысячную аудиторию без ограничений по географии: слушатели могут подключаться из разных городов и стран.

🔸 Гибкость и доступность. Все материалы хранятся в цифровом формате, поэтому студентам не нужны дополнительные учебники или раздаточные материалы. В любой момент можно вернуться к информации и проходить обучение в удобном темпе.

🔸 Формирование бренда. Когда компания или учебное заведение делятся открытыми материалами, они демонстрируют свою экспертность, завоевывая доверие аудитории и мотивируют продолжать обучение именно у них.

🔸 Монетизация. В отличие от традиционных академических занятий, где оплачивается каждый час преподавателя, курсы в цифровом формате могут приносить прибыль многократно  за счёт продажи доступа или сертификатов.


Основные требования к агрегатору онлайн-курсов


К современным образовательным платформам предъявляется ряд функциональных и технических требований. 

Основные требования к MOOC-платформе / Adm


Важнейшим условием является использование масштабируемых облачных технологий. MOOC-платформы должны справляться с высокой нагрузкой, обеспечивая стабильный доступ к учебным материалам независимо от количества пользователей.


Особое внимание уделяется простоте интерфейса. Для преподавателей и администраторов необходимо наличие удобных инструментов для создания и управления курсами. Для студентов интерфейс должен быть интуитивно понятным: просмотр учебных материалов и навигация не должны вызывать трудностей.


Автоматизация оценок — неотъемлемая составляющая любой MOOC-платформы. Использование систем тестирования и ИИ-ассистентов позволяет автоматизировать процесс проверки заданий, снижает нагрузку на администраторов и преподавателей, а также обеспечивает учащихся своевременной обратной связью и поддерживает их мотивацию.


Еще одним требованием выступает организация взаимодействия слушателей курсов. Форумы, чаты и обсуждения формируют динамичное сообщество, где обучающиеся могут задавать вопросы, обмениваться мнениями и совместно осваивать новый материал.


Ключевую роль играют интерактивные учебные материалы. В курсах широко используются разные форматы подачи информации: текст, изображения, видео, инфографика и аудио.  Такая мультимодальность позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия: на слух, через зрительные образы, через практические действия. Повторение материала в разных форматах помогает лучше закрепить материал.


Получение сертификата после завершения обучения является важной опцией MOOC-платформ. Многие люди заинтересованы в документальном подтверждении приобретённых знаний и навыков. Такие сертификаты нередко прикладываются к резюме при трудоустройстве, помогая получить конкурентное преимущество. Как правило, они формируются автоматически после успешного прохождения курса и выполнения обязательных заданий.


При разработке MOOC-платформ нельзя забывать про  интеграции с внешними службами: подключение к сервисам видеоконференций для проведения онлайн-занятий, к платежным системам для оплаты курсов, а также к CRM-системам для эффективного управления взаимодействием со студентами. Это расширяет функциональные возможности платформы и позволяет централизованно управлять образовательным процессом.


Ключевые этапы разработки MOOC-платформы


1️⃣ Цель и аудитория: первый и самый важный этап, на котором определяется, для кого и зачем создается платформа.

2️⃣ Тип продукта:

● Маркетплейс: площадка для авторов с каталогом и агрегацией курсов, инструментами для публикации и системой комиссий.
● Собственный продукт: онлайн-школа с акцентом на брендинг, прямые продажи и уникальную методику обучения.

3️⃣ Формирование требований: определяем, каким будет будущее решение.

● Подход к запуску: MVP или полноценный продукт.
● Платформы: только веб-версия или дополнительно мобильное приложение.

4️⃣ ТЗ и проектирование: подготовка технического задания, разработка дизайна и проектирование интерфейсов.


5️⃣ Разработка: параллельная работа над backend и frontend, а также настройка необходимых интеграций (платёжные системы, сервисы аналитики, почтовые рассылки и другие).


6️⃣ Тестирование: проверка функциональности, производительности, безопасности и удобства платформы.


7️⃣ Запуск: развертывание проекта на серверах и его публичный старт.


8️⃣ Поддержка и развитие: постоянная работа над обновлениями, добавлением нового и доработкой существующего функционала на основе обратной связи.

Этапы создания MOOC-платформы / Adm


Тенденции рынка онлайн-курсов


🔷 Все больше пользователей делают выбор в пользу специализированных курсов, ориентированные на конкретные карьерные цели. Спрос сосредоточен на следующих направлениях: наука о данных, цифровой маркетинг и искусственный интеллект. Это объясняется тем, что люди стремятся овладевать прикладными навыками, востребованными на рынке, а не тратить время на общеобразовательные программы.


🔷 Заметно усиливается популярность корпоративного сегмента. Компании рассматривают онлайн-обучение как эффективный экономичный инструмент для повышения квалификации сотрудников. Такой формат позволяет быстро адаптировать сотрудников к новым требованиям рынка и поддерживать непрерывное развитие внутри организации.


Для более глубокого понимания темы корпоративного обучения рекомендуем статью «Разработка LMS: современный подход к обучению и развитию сотрудников».


🔷 Особое значение приобретает внедрение искусственного интеллекта в процесс обучения. AI уже перестал восприниматься как нечто новое и постепенно становится обязательным элементом образовательных платформ. Он помогает студентам получать персонализированные рекомендации на основе уже пройденных курсов, автоматизирует проверку заданий и выстраивает индивидуальную траекторию обучения. Таким образом, искусственный интеллект выступает полноценным помощником преподавателя, снимая с него часть нагрузки.


🔷 Еще одним неоспоримым трендом является геймификация. В условиях, когда внимание пользователей рассеивается под влиянием “быстрого” контента, игровые механики становятся инструментом удержания и мотивации. Системы наград, такие как виртуальные монеты, которые можно обменять на реальные призы, делают обучение более увлекательным и стимулируют студентов доводить процесс до конца.


В совокупности эти тенденции формируют новый формат онлайн-образования: более персонализированный, ориентированный на практическую ценность и мотивирующий студентов на непрерывное обучение.


3 кейса ADM: маркетплейсы онлайн-курсов


ADM — команда с большим опытом в EdTech. Мы создавали самые разные решения: личные кабинеты для абитуриентов театрального вуза, корпоративную LMS для обучения сотрудников и даже онлайн-школу подготовки к ЕГЭ. А сейчас поделимся кейсами образовательных платформ, ориентированных на онлайн-курсы.


VantaEducation: маркетплейс онлайн-школ с функционалом обучения


📝 Суть платформы: образовательная экосистема, которая предоставляет свои мощности в аренду и служит площадкой для запуска и проведения курсов от различных авторов.


📚 Области обучения: курсы на самые разные темы.


⚙️ Функционал MVP:

Конструктор образовательного контента: создание курсов и уроков с видео, аудио, текстами и другими материалами без ограничений.
Главная страница: регистрация на платформе, поиск и выбор курсов за несколько кликов.
Панель администратора (для онлайн-школ, авторов): настройка лендингов, управление курсами, студентами, настройка стоимости, реферальных ссылок.
Личный кабинет преподавателя: оценка заданий, отправка их на доработку, выставление оценок.
Отслеживание статуса: модуль для мониторинга выполнения заданий и тестов.

Разработка MOOC-платформы: маркетплейс онлайн-школ с функционалом обучения, кейс от Adm


Галерея Бизнеса: экосистема дистанционного обучения


📝 Суть платформы: система онлайн образования по выделенным направлениям со встроенным конструктором учебных курсов и уроков, а также базой знаний, распределенной по категориям.


📚 Области обучения: бухгалтерский учет и финансы.


⚙️ Функционал:


Конструктор курсов и статей: удобные инструменты для создания образовательного контента.
База знаний: хранение материалов с возможностью приобретения пакетов статей.
Онлайн-чат: взаимодействие пользователей в реальном времени.
P2P-чат с преподавателем: коммуникация внутри домашних заданий.
Обучение сотрудников: функционал с планированием оффлайн-занятий.
Специальные предложения: формирование комплектов курсов и статей.
Курсы без преподавателей: автоматическая проверка заданий.

Разработка MOOC-платформы: экосистема дистанционного обучения, кейс от Adm


3D Club: школа обучения 3D-дизайну


📝 Суть платформы: образовательная платформа с онлайн-курсами. Она совмещает обучение и практику: пользователи проходят курсы и одновременно получают доступ к бирже заказов, где обучаемые могут брать реальные проекты, а заказчики публиковать свои запросы.


📚 Области обучения: дизайн, моделирование, 3D-графика.


⚙️ Функционал:


Конструктор курсов и статей: создание учебных материалов и публикации текстово-графического контента, видеоуроков, анонсов вебинаров.
P2P-чат внутри заданий: возможность общения с преподавателем во время выполнения домашней работы.
Биржа заказов: площадка, где компании размещают задачи, а студенты берут их в работу. Доступ к заказам открывается по мере прохождения учеником курсов и повышения уровня компетенций.
Анкетирование и присвоение навыков: система оценивает результаты и фиксирует приобретенные компетенции.
Автоматическое присвоение навыков: происходит по итогам прохождения уроков и тестов.
Реферальная программа: возможность приглашать новых пользователей и получать бонусы.
Измерение показателей NPS и CSI: контроль удовлетворенности и качества обучения.
Интеграция с Telegram-ботом: для быстрого взаимодействия и уведомлений.

Разработка MOOC-платформы: школа обучения 3D-дизайну, кейс от Adm


Резюме


  • MOOC — современный формат массового открытого онлайн-обучения, отличающийся от классических LMS своей доступностью.

  • Такие платформы востребованы учреждениями и компаниями, предоставляющими образовательные услуги, так как помогают расширить аудиторию и сделать процесс обучения доступным.


  • Основные преимущества: гибкость, масштабируемость, формирование бренда и новые возможности для монетизации.

  • Ключевые требования к MOOC: простота интерфейса, автоматизация, взаимодействие обучаемых с платформой, мультимедийный контент, сертификаты и интеграции с внешними сервисами.

  • Этапы создания включают определение целей и аудитории, проектирование, разработку, тестирование, запуск и дальнейшее развитие.

  • Текущие тенденции: рост специализированных курсов, корпоративный сегмент, внедрение AI и геймификация.


  • Кейсы ADM подтверждают, что массовые открытые онлайн-курсы актуальны в самых разных сферах. Для пользователей это удобный способ развивать компетенции и строить карьеру, для бизнеса — возможность монетизировать экспертизу и создать новый источник дохода.



Благодарим за внимание!  💙


Будем рады обратной связи.

7

Больше о новостях и жизни компании рассказываем в Telegram

Илья Лебёдкин , СЕО

Перейти
Больше статей