Технологии меняют подход компаний к управлению персоналом, а взаимоотношения между работодателем и сотрудником становятся все более важными и сложными. Дефицит квалифицированных специалистов и конкуренция за таланты делают внедрение HR-системы ключевым инструментом для эффективного рекрутинга.
Согласно данным Минэкономразвития, в декабре 2024 года уровень безработицы в России достиг исторического минимума – 2,3% от общей рабочей силы. “Кадровый голод” становится острой проблемой для многих работодателей. По результатам всероссийского опроса Минтруда, охватившего 260 тыс. компаний:
🌍 в 37 регионах страны необходимо увеличить занятость населения;
💻 наиболее востребованы квалифицированные специалисты: IT-эксперты, врачи, инженеры, архитекторы и проектировщики.
Необходимость искать и применять лучшие практики в области подбора и управления персоналом способствует активному внедрению цифровых инструментов. Рынок HR-решений демонстрирует устойчивый рост, достигнув более 40 млрд рублей в 2024 году (обзор Tadviser).
Цель этой статьи — сделать обзор возможностей HR-систем для подбора персонала, рассмотреть варианты внедрения и оценить их влияние на эффективность бизнеса.
Статья дает общее представление о разработке HR-систем.
Для получения персональной консультации обратитесь к нашим менеджерам.
Попросить менеджера связаться |
Написать в Telegram |
В этом обзоре:
➡️ ATS: инструмент для поиска и подбора персонала
➡️ CRM-система для управления кадровым резервом
➡️ Внедрение HR-систем: варианты реализации, этапы и стоимость
➡️ Кейсы Adm по направлению HR-tech
➡️ 6 ключевых преимуществ для бизнеса
Что такое HR-система?
HR-система или HRMS (от английского Human Resource Management System) представляет собой бизнес-приложение, предназначенное для управления всем жизненным циклом сотрудников в компании: от найма и адаптации до карьерного развития.
HRMS состоит из разных модулей, каждый из которых выполняет определенные задачи:
🔹 объединение кадровых данных;
🔹 распределение ресурсов;
🔹 оптимизация рабочих процессов;
🔹 расчет заработной платы;
🔹 электронный документооборот: больничные, отпуска;
🔹 развитие и обучение сотрудников;
🔹 система мотивации;
🔹 формирование отчетов и анализ эффективности.
ATS: инструмент для поиска и подбора персонала
В этом обзоре детально рассмотрим модуль для подбора персонала. Мы уже упоминали термин “рекрутинг” – процесс привлечения квалифицированных кандидатов в компанию, включающий поиск, отбор, собеседование, оценку и найм сотрудников.
Эффективный подбор персонала важен по двум причинам:
1️⃣ Компетентные сотрудники способствуют развитию компании.
2️⃣ Процесс найма может быть затратным, поэтому работник должен оставаться в организации как можно дольше.
Задача HR-специалиста подобрать эксперта с необходимым опытом, навыками и ценностями, соответствующими корпоративной культуре. Однако, этот процесс может затянуться, если выполнять его вручную. Автоматизировать и ускорить работу поможет специализированное программное обеспечение.
ATS (Applicant Tracking System) – система отслеживания кандидатов, помогающая автоматизировать рекрутинг.
Процесс найма становится более последовательным, повышается точность отбора и упрощается взаимодействие с соискателями, благодаря следующим функциям:
🟠 Публикация вакансий
Система помогает рекрутерам создавать и редактировать вакансии, адаптируя их под целевую аудиторию. Затем, объявления публикуются на платформах для поиска работы и в социальных сетях. Отклики кандидатов автоматически попадают в базу, ускоряя их дальнейшую обработку.
🟠 Автоматизация подбора кандидатов
Большинство современных ATS использует искусственный интеллект для ранжирования и фильтрации откликов по заданным параметрам, помогая находить наиболее подходящих кандидатов. HR-специалист просматривает отобранные резюме для дальнейшей работы и, при необходимости, проводит дополнительное тестирование или анкетирование соискателей. Вся информация: резюме, контакты, история взаимодействий – обновляется по мере необходимости, обеспечивая актуальность данных.
🟠 Организация коммуникации
После того, как все резюме рассмотрены, каждому кандидату приходит автоматическое уведомление о статусе заявки на почту или в мессенджер. Одни соискатели получают приглашение на очное или онлайн-интервью, другие – электронное письмо с отказом. Собеседования проводятся с рекрутером или будущим руководителем, заметки вносятся в ATS для последующего анализа. Когда кандидат определен, система отправляет ему оффер. Принимая предложение о работе, будущий сотрудник получает доступ к HR-системе: адаптация, корпоративные чаты, информация о компании, обучающие материалы.
🟠 Оценка эффективности рекрутинга
Как уже отмечалось, рекрутинг требует от компании дополнительных расходов. Одной из важнейших функций ATS является оценка экономической эффективности найма. Руководитель HR-направления анализирует воронку подбора, каналы привлечения кандидатов и время, затраченное на закрытие вакансии.
🟠 Интеграция с другими системами
Фактически, ATS представляет собой модуль HR-системы и взаимодействует с основными корпоративными платформами: CRM, ERP, LMS и другими. Как именно происходит это взаимодействие? Рассмотрим на примере.
На завершающем этапе найма, когда выбран наиболее подходящий кандидат, все остальные резюме автоматически попадают в систему управления взаимоотношениями с кандидатами. Это позволяет сформировать кадровый резерв для закрытия будущих вакансий.
CRM-система для управления кадровым резервом
Понятие CRM (Customer Relationship Management) чаще всего ассоциируется с системой управления взаимоотношениями с клиентами. Однако, данная система также широко используется в сфере подбора персонала, выступая компонентом HRMS.
CRM-система в рекрутинге помогает выстраивать долгосрочные отношения с потенциальными кандидатами, включая тех, кто ранее откликался на вакансии или работал в компании. Ее основные функции включают:
🔵 Формирование кадрового резерва
CRM выступает в роли базы данных кандидатов, к которой команда по подбору персонала обращается при появлении новых вакансий. В системе хранятся заметки с прошлых собеседований, которые помогают рекрутеру собрать необходимую информацию для более точного подбора.
🔵 Автоматизация коммуникаций
HR-специалисты используют встроенные в CRM инструменты email-маркетинга для регулярного общения с потенциальными кандидатами, информирования о новостях компании и открытых вакансиях. Целью этих действий является попытка привлечь получателей сообщения подать заявку на другую должность. Также поддерживается контакт с бывшими сотрудниками, которые могут вернуться в компанию.
🔵 Сегментация базы кандидатов
CRM дает возможность группировать потенциальных кандидатов по отделам, например, для IT-компании это могут быть: аналитика, дизайн, разработка, тестирование, техническая поддержка, финансы, продажи и маркетинг, HR. Дальнейшая фильтрация кандидатов по навыкам, опыту и другим критериям упрощают поиск подходящих специалистов.
🔵 Интеграция с ATS и HR-системой
Синхронизация с другими платформами компании – необходимое условие для удобного управления данными. Интеграция всех модулей в единую цифровую экосистему позволяет HR-отделу работать эффективнее, ускоряя подбор и повышая качество найма.
ATS и CRM: в чем разница?
Обе рассмотренные системы предназначены для автоматизации процесса найма, но их главное отличие – этап использования. ATS охватывает весь путь кандидата: от отклика до трудоустройства, тогда как CRM сосредоточена на поддержании интереса потенциальных кандидатов к компании до момента найма. Таблица содержит сравнение по основным критериям.
ATS |
CRM |
|
Цель |
Заполнение открытых вакансий. |
Формирование долгосрочных отношений с кандидатами. |
Функции |
Управление кандидатами в рамках открытых вакансий. |
Создание базы потенциальных кандидатов для будущего найма. |
Когда используется |
Во время активного рекрутинга для конкретных позиций. |
До, во время и после процесса найма для формирования кадрового резерва. |
Результат |
Найм сотрудника. |
Повышение лояльности кандидатов. |
Таким образом, системы дополняют друг друга: ATS помогает в оперативном найме, а CRM – в долгосрочной работе с кандидатами.
Внедрение HR-систем: варианты реализации, этапы и стоимость
Существует два основных подхода к реализации HR-систем: создание собственного программного обеспечения или использование готового решения. В первом варианте система будет разработана на основе фреймворка с добавлением уникальных модулей, учитывающих специфические внутренние процессы компании. Во втором случае решение также можно настроить под нужды компании, однако возможности кастомизации будут ограничены.
Выбор зависит от потребностей вашей компании и задач, которые ставятся перед HR-отделом. Следует обратить внимание на следующие параметры.
🔸 Объем найма: насколько часто система будет использоваться.
🔸 Гибкость настроек: адаптация системы под нужды компании, например, интеграция с LMS, поддержка мессенджеров, IP-телефонии.
🔸 Процент автоматизированных задач: чем больше HR-процессов удастся оптимизировать, тем быстрее окупится система.
🔸 Стоимость: оптимальное соотношение цены и функциональности.
Предлагаем рассмотреть комплексную систему Битрикс24 Enterprise HRM, которая объединяет в себе рекрутинг (ATS), работу с базой потенциальных кандидатов (CRM) и функции сопровождения сотрудников.
Общий вид CRM-системы в Битрикс24
Основные возможности:
✅ Автоматизация HR-процессов: заявки на отпуск, закупка товаров, справки, согласование договоров.
✅ Онбординг: помощь в адаптации для новых сотрудников.
✅ Корпоративный университет: индивидуальный план развития, включающий обучение и проверку знаний.
✅ Оценка 360 градусов: инструмент сбора обратной связи от коллег и руководителей.
✅ Управление целями: постановка, отслеживание и анализ задач.
✅ Внутренние коммуникации: личные и групповые чаты для решения рабочих вопросов;
✅ Работа с обратной связью: сбор жалоб и предложений, помощь с техническими проблемами.
Дополнительные преимущества:
🎨 Фирменный стиль:
кастомизация портала под бренд.
🎮 Геймификация:
игровые механики для мотивации сотрудников.
💿 Общий диск:
защищенное хранилище документов с правами доступа.
Этапы разработки HR-системы:
1. Анализ требований: выясняются потребности заказчика, предлагаются варианты реализации под бизнес-задачи, формируется техническое задание.
2. Проектирование и дизайн: система кастомизируется под фирменный стиль заказчика, утверждается дизайн.
3. Разработка и тестирование: настраивается базовый функционал системы и интеграции с другими сервисами, подключаются/разрабатываются дополнительные модули, проводится тестирование.
4. Внедрение и запуск: развертывается система и проходит обучение пользователей.
5. Поддержка и развитие: заключается договор на техническое сопровождение для дальнейшей модернизации системы.
Этапы разработки HR-системы
Стоимость и сроки реализации проекта:
При определении стоимости и сроков учитываются функции будущей HR-системы и выбранные для ее разработки технологии. Приведенные цифры носят ориентировочный характер, более точный расчет возможен после консультации.
Битрикс24 Enterprise HRM |
HR-система на фреймворке |
|
💰 Стоимость: от 1 млн. руб. 🕒 Сроки: от 6 месяцев |
💰 Стоимость: от 1 млн. руб. 🕒 Сроки: от 6 месяцев |
Если вы не уверены, какой из предложенных вариантов выбрать, мы подберем оптимальное решение и произведем расчет для проекта.
Попросить менеджера связаться |
Написать в Telegram |
Кейсы Adm по направлению HR-tech
В проектном портфеле компании Adm представлено несколько кейсов по направлению HR. Среди них – корпоративные порталы с модулями HRMS для автоматизации процессов управления персоналом.
|
Медиа1
Доработка HR-модуля для мотивации сотрудников холдинга. Разработка функционала “Спасибо” и магазина сувенирной продукции за внутреннюю валюту.
Стек: Bitrix24 Enterprise HRM, PHP, Figma.
|
|
|
МРТСВнедрение корпоративного интранета в холдинг для оптимизации HR-процессов и настройка интеграций с внутренними системами. Стек: Bitrix24, PHP, Figma.
|
|
|
HR-система для IT-компанииСоздание платформы для повышения прозрачности грейдирования (системы должностей), улучшения обратной связи и мониторинга работы сотрудников. Стек: PHP, Laravel, JavaScript, React.
|
6 ключевых преимуществ для бизнеса
Внедрение HR-системы должно быть экономически обоснованным решением, приносящим реальную пользу компании. Правильно подобранное программное обеспечение дает ощутимые преимущества:
✅ Быстрая обработка откликов
Обращения, поступающие из разных источников, попадают в HR-систему и обрабатываются по единому стандарту, сокращая время на каждую заявку.
📈 Увеличение объема проверяемых резюме
Автоматизация рутинных процессов позволяет обрабатывать большее количество резюме, повышая конверсию и создавая базу талантов для закрытия будущих вакансий.
🎯 Лучшее соответствие кандидатов требованиям должности
Благодаря 100% коммуникации внутри Битрикс24, HR-специалисты могут всесторонне оценить кандидата и не упустить важных деталей.
🚀 Быстрая адаптация сотрудников
Встроенный модуль онбординга ускоряет ввод новых сотрудников в должность, повышая вероятность успешного прохождения испытательного срока.
📊 Прозрачная аналитика HR-процессов
Отчеты по воронке найма помогают оценивать эффективность HR-отдела и принимать обоснованные решения.
💰 Рост прибыли
Квалифицированная и мотивированная команда – залог успешного решения бизнес-задач и стабильного роста компании.
Благодарим за внимание! 💙